Советы руководителя физвоспитания

Подвижные игры дома

Ребенку нужно много двигаться — бегать, прыгать, играть в мяч. Чтобы направить неуёмную детскую энергию в мирное русло, родителям нужно проявить фантазию и организовать им активные игры в домашних условиях.

Домашний боулинг Соорудить игру, в которую можно играть хоть в одиночку, хоть всей семьей, проще простого, потому что «оборудование» найдется буквально в каждом доме. Берем мяч, лучше из ПВХ — будет меньше шума, но подойдет любой спортивный или игровой мячик и 10 пластиковых бутылок. Импровизированные кегли можно сделать яркими, наполнив фантиками или цветной бумагой. Правила просты: мяч, как шар в настоящем боулинге, нужно направить на выстроенные кегли — чем точнее бросок, тем больше «кеглей» упадет. Для большей заинтересованности ребенка, придумайте ему интересный призовой фонд. А текущие результаты записывайте на большом листе бумаге.

Бег с воздушными шарами Каждому участнику забега дается воздушный шарик, который нужно переправить в другой конец комнаты (либо длинного стола), не касаясь его руками. На шарик можно дуть, подталкивать ногами (или локтями, если «забег» проходит на столе), подбородком, носом. Для детей постарше игру потребуется усложнить, расположив на пути следования игроков препятствия — например, преграду или что-то похожее тоннель.

«Ручеек» На полу из двух скакалок или веревок делаем ручеек шириной полтора-два метра. Посередине раскладываем бумажные кружки — это камушки. Ребенку нужно перебраться с одного бережка на другой, наступая на островки и перепрыгивая камушки. Если оступился, берет паузу, чтобы «высушить» ножки на берегу. Нехитрое занятие тем не менее формирует у ребенка ловкость, равновесие. А заодно малыш вдоволь напрыгается.

Бег с фасолью Дети, как известно, любят побегать по дому, но каждый раз рискуют либо свалиться и получить ушиб, либо зацепить что-то из мебели. Поэтому предлагаем им подвигаться, но с некоторым ограничением: на голове у них будет лежать пакетик или мешочек с фасолью (горохом, карамелью). Таким образом ребенок должен стараться быстрее дойти до цели, но не уронить свой груз. Между тем научится держать равновесие и осанку.

 

свернуть

Утренняя гимнастика в стихах

Организация двигательной активности ребенка дома

Организация двигательной активности ребенка дома

Родители радуются тому, что дети живые и подвижные, но их беспокоит, смогут ли ребята продолжительное время спокойно сидеть на уроке. К этому детей надо готовить.

     Основные условия полноценного физического развития ребенка – это рациональная, калорийная пища, соблюдение режима дня, полноценный сон, достаточная продолжительность пребывания на свежем воздухе, здоровая и гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, хорошие материальные условия жизни.

    Современные семьи способны и обязаны вместе с дошкольным учреждением создавать условия, благоприятные для здорового развития каждого ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы созданные детским садом предпосылки полноценного развития молодого поколения реализовывались наиболее эффективно. Надо заботиться о ребенке постоянно и организовывать жизнь в семье так, чтобы он имел возможность проявлять двигательную активность, т. е. физическая культура должна стать важным компонентом воспитательной и социальной функции семьи. В детских садах больше внимания обращается на формирование основных гигиенических навыков и достаточную продолжительность пребывания дошкольников на воздухе. Это одно из средств, с помощью которого можно снизить заболеваемость.    На что же должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребят? Как уже говорилось выше, это, прежде всего, организация жизни, которая предусматривает продуманное чередование различных видов деятельности. Рациональным чередованием сна, питания, прогулок, занятий, игр обеспечивается не только равномерное развитие всех систем и органов, формируется выносливость ребенка, но и вырабатывается система навыков организованности, аккуратности, проявления воли и др., которые очень важны для относительно самостоятельной школьной жизни.

         Составляя режим дня ребенка в семье, взрослые могут опираться на научно обоснованную организацию жизни дошкольника в детском саду. Ни один из тех видов деятельности, которыми ребенок занимается в детском саду, не должен отсутствовать в его жизни дома. Некоторым видам деятельности в домашних условиях можно уделить больше времени (например, игре, прогулке). Занятия взрослого с одним-двумя детьми должны быть живыми, разнообразными, интересными, радостными.

         Особое внимание взрослые должны уделять ежедневному пребыванию ребенка на воздухе, заботиться о благоприятном природном окружении, о наличии спортивных и детских площадок. Эти факторы способствуют укреплению здоровья, стимулируют рост, закаляют организм и обеспечивают необходимое восстановление сил.

         Во время пребывания на свежем воздухе ребенку предоставляется возможность проявлять спонтанную двигательную активность, которая в этом возрасте естественна и доминирует. Она может длиться минимум до шести часов. Движения ребенку не повредят – он сам неосознанно регулирует мышечную нагрузку. Перегрузка происходит лишь тогда, когда мы заставляем малыша долго выдерживать статичное положение, или тогда, когда не уравновешиваем неподвижные виды деятельности двигательной активностью. Недостаток движения может привести к нежелательному ожирению. Дать ребенку возможность свободно двигаться – это не значит позволять ему делать все, что он захочет, и не заботиться о его безопасности. Наоборот, это требует значительно более продуманной обстановки и большего внимания, чем организованная деятельность.

         Кроме предоставления возможности двигаться спонтанно во время пребывания на воздухе, следует специально совершенствовать навык хождения, упражнять в беге, прыжках, учить бросать и ловить мяч, играть в различные подвижные игры, организовывать небольшие спортивные состязания, такие, как: «Кто лучше пройдет по скамейке», «Кто дольше не уронит мяч», «Кто дольше прыгает через скакалку» и т.п. Так развивается общая двигательная культура ребенка.

         Для разнообразных физкультурных занятий и игр используется различного рода физкультурное оборудование: скамейки, бревна, лесенки, качели, канаты, кегли, мячи, скакалки и многие другие предметы. На прогулках на асфальтированной дорожке или спортивной площадке часто используются летом самокаты, трехколесные велосипеды, а зимой санки, лыжи, коньки. Тренировать и закаливать ребят надо в любые сезоны: ходить с ними на лыжах, кататься на катке, купаться, загорать, организовывать небольшие туристические походы.

         В детском саду в течение дня ребята регулярно занимаются физическими упражнениями: на утренней гимнастике и во время физкультурных пауз используются общеразвивающие упражнения, во время которых вовлекаются в работу различные группы мышц.

         ЭТО ВАЖНО! А знаете ли вы, что количество шагов в сутки для трехлетних детей должно составлять 9- 9,5 тысяч, для четырехлетних – 10-10,5 тысяч, для пятилетних – 11-12 тысяч шагов и для шестилетних – 13-13,5 тысяч. Подсчитать шаги можно с помощью шагомера. Если при проверке обнаружится, что ребенок двигается меньше, чем ему положено, надо срочно принимать меры.

Если ребенок заболел…

         Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки, чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привести к перегрузкам. Необходимо  акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры.

         Внимание детей младшего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика – до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10-15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.    Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, т.е. для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для о­сновной – с большей.

         При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, - в  этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

         Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:

  • выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, - без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;
  • движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;
  • кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;
  • ребенок сильно потеет, особенно лицо;
  • учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25-50% , частота дыхания возрастает больше чем на 4-6 раз в минуту.

Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

         Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:

  • уменьшение общего времени занятий;
  • уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;
  • упрощение сюжета игры;
  • изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;
  • уменьшение числа участников игры;
  • более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;
  • снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;
  • уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;
  • более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;
  • использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.

         Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это – самая лучшая форма выражения любви и заботы!

свернуть

Комплексы дыхательной гимнастики

       Комплексы дыхательной гимнастики
Весёлые зверята
Цель: расслабление нервной системы и стимуляция правильного звукопроизношения.

Ёжик
Ёжик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.
Исходное положение (и.п.) – стойка ноги врозь; 1 – короткий шумный вдох через нос; 2–4 – поворот головы вправо, выдох через полуоткрытый рот; 5 – короткий шумный вдох через нос; 6–8 – поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот. Выдох длиннее вдоха. Выполнять в медленном темпе. Следить за самочувствием.
Петух
Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – узкая стойка; 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот, руки вниз – хлопнуть по бёдрам, произнося «ку-ка-ре-ку».
Пчёлы
Представим, что мы пчёлы, ведь в небе мы новосёлы.
И.п. – узкая стойка, руки вниз; 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот со звуком «з-з-з», и.п. Медленно, плавно. Следить за самочувствием.

Игрушки
Цель: обучение контролю дыхания и развитие уравновешенности.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
И.п. – стойка ноги врозь; 1–2 – вдох через нос; 3–6 – наклон вперёд-вниз, на выдохе произнести «ш-ш-ш».
Слон
Спать пора, уснул бычок,
Лёг в кроватке на бочок.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
И.п. – узкая стойка; 1 – вдох через нос, шею вытянуть вверх, голову слегка запрокинуть назад; 2–4 – выдох через рот, произнося «ух-ух-ух», и.п. Выполнять движения по тексту. Сильно голову не запрокидывать.
Козлёнок
У меня живет козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я сама его найду.
И.п. – узкая стойка; 1–2 – вдох через нос, руки через стороны вверх к голове; 3–6 – выдох через рот, и.п. Показать «рожки» указательными пальцами. Руки поднимать и опускать медленно. Следить за самочувствием.

Воздушный шар
Цель: улучшение лёгочной вентиляции и содействие успокоению.
Надуй шарик
И.п. – широкая стойка, руки вперёд, ладони вместе; 1–2 – вдох через нос; руки развести в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести звук «ш-ш-ш», и.п. Ноги расставлены вдвое шире плеч. Возвращаться в и.п. в медленном темпе.
Воздушный шар
Раздувайся, наш шар, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Шар летел, летел, летел…
И веточку задел!
Лопнул, хлопнул, был таков!
Дети стоят в кругу близко друг к другу. Взявшись за руки, медленно идут спиной вперёд. Со звуком «ш-ш-ш» идут вперёд к центру круга.
Шарик сдулся
И.п. – лёжа на спине, ноги выпрямлены и сомкнуты, руки вдоль тела; 1–2 – вдох через нос, надуть щёки; 3–6 – выдох через рот (длительно), губы трубочкой «фу-у-у».

Деревья
Цель: укрепление мышц дыхательной системы и нейтрализация утомления.
Высокие деревья
И.п. – присед, руки на коленях; 1–2 – вдох через нос, подняться, руки вверх; 3–4 – выдох через рот и нос, и.п. Ноги максимально согнуты, туловище и голова прямо, опора на ступни. Тянуться выше.


Сова
Сели птички на деревья.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе; 1–2 – вдох через нос, поворот корпуса вправо; 3–4 – выдох через рот, произнести «уф», и.п. 5–6 – вдох через нос, поворот корпуса влево, произнести «уф», и.п. Не наклоняться в сторону. Следить за самочувствием.


Ворона
И.п. – узкая стойка, руки скрестно перед собой; 1–2 – вдох через нос, руки в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести «кар-р-р», и.п. Согнутые руки находятся на высоте плеч (один локоть над другим), кисть одной руки касается плеча другой.
 
Мы растём
Цель: обучение осознанному расслаблению мышц и развитие произвольного внимания.
Растём большие
И.п. – узкая стойка; 1–2 – вдох через нос, руки через стороны вверх; 3–6 – выдох через рот, и.п. Встать на носки – зафиксировать, потянуться. Медленно, плавно. 3–4 раза.
Потянемся к солнышку
И.п. – узкая стойка; 1–3 – вдох через нос, руки на голову, потянуться вверх; 4–6 – выдох через нос и рот, произнести «о-о-о», и.п. Кисти согнутых рук ладонями на голове, пальцы касаются друг друга, локти отведены назад.
Птицы в небе
Птицы высоко летят, на детей они глядят.
И. п. – стойка ноги врозь; 1–2 – вдох через нос, руки поднять в стороны; 3–6 – выдох через рот, руки опустить вниз со звуком «гу-у-у». Кисть прямой руки на уровне плеча, ладони книзу. Следить за самочувствием.

Болото
Цель: снижение эмоциональной нагрузки и выработка правильного произнесения звуков.
Аист
В красных сапогах ходит по болотам.
И.п. – в кругу, взявшись за руки; 1–2 – глубокий вдох через нос, подогнуть одну ногу, наклон вперёд; 3–6 – выдох через нос и рот, и.п. Менять положение ног. Стараться надуть живот. Сохранять равновесие.
 

Лягушка
И.п. – сед, согнув ноги скрёстно, колени слегка разведены, руки внизу; 1–2 – вдох через нос и рот, надуть щёки; 3–8 – выдох носом и ртом со звуком «ква-а-а». Воздух выпускать медленно.


Змея
Друг на друга пошипим, язычок мы укрепим.
И.п. – сед на пятках, туловище вертикально, руки вдоль него; 1–2 – вдох через нос; 3–8 – выдох через рот со звуком «с-с-с». Выдох предельно затягивается.

Дорожная азбука
Цель: насыщение организма кислородом и развитие голосового дыхания.
Светофор
Самый главный на дороге, не бывает с ним тревоги.
И.п. – сед с прямыми ногами, руки вдоль тела касаются опоры у таза или слегка отставлены назад; 1–2 – вдох через нос, поднять руки в стороны; 3–6 –выдох через рот, медленно опустить руки вниз.
Регулировщик
Верный путь он нам покажет, повороты все укажет.
И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу; 1–2 – вдох через нос, правая рука вверх, левая в сторону; 3–4 – на выдохе через рот, «р-р-р», и.п.; 5–6 – вдох через нос, левая рука вверх, правая рука в сторону; 7–8 – на выдохе «р-р-р», и.п. Выполнять в медленном темпе.
Поворот
Надо посмотреть вокруг, чтобы безопасным стал мой путь.
И.п. – стойка ноги врозь, руки скрестно вперёд; 1–2 – вдох через нос, руки развести в стороны; 3–6 – выдох через рот, произнести «о-о-о», и.п. Следить за самочувствием. Руки скрестно под углом 45°, движение внутрь, кисти на высоте плеча. Темп выполнения медленный.

свернуть

Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Cовет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.

свернуть